Самый крупный образовательный проект Фонда, существующий с 2000 года. Программа объединяет профессионалов из сферы высшего образования и смежных областей, готовых сделать свой вклад в развитие общества и обеспечивать устойчивость изменений.
Линии Галле
Романтические цитаты и цветы декаданса в роскошном издании фонда Потанина
Каталог музейной коллекции не самое увлекательное чтение: правила требуют подробного описания предмета, для непосвященных занудливого. Подарочный «альбом по искусству» предполагает популярное изложение, красивый макет и качественные иллюстрации. Вот уже седьмой год в программе «Первая публикация» Благотворительного фонда Владимира Потанина выходят книги, где эти два жанра смешиваются, но не путаются: музейные описания, тексты хранителей и справочный аппарат преподносятся роскошно, как большой подарок, с ценным бонусом в виде познавательных статей самых авторитетных знатоков предмета.
Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX — начала XX века в собраниях музеев России — книга, где противоречие между ученым содержанием и развлекательной формой сглажено. Изделия из стекла, созданные выдающимся художником и изобретателем Эмилем Галле, исключительно эффектны, а их каталожные описания буквально поэтичны. Поскольку на дне или тулове ваз и чаш часто были выгравированы стихотворные строки, их с удовольствием цитируют. Например, из Цветов зла Шарля Бодлера: «Весь мир ему открыт и внятен тот язык, которым говорят цветок и вещь немая». Или из популярного тогда Мориса Метерлинка: «Томные пальмы моих желаний, печальные лилии удовольствий, холодный мох, мягкие лианы…» Даже такой справочный материал, как указатель сюжетов декора изделий стекольных фирм, читается с нежностью: тыква, пион, хурма, шалфей, пейзаж с озером.
в работе кисть, но и вещественные символы времени. Его тяжелые вазы — почти скульптуры — воспроизводили не только тягучую, медленную линию модерна, но и сущность этого стиля — его зыбкую форму, мистику, сновидчество, высокопарность. Об этом большая, интересная фактами и обобщениями, статья Натальи Сиповской с названием, анонсирующим содержание, — Гений и бренд Галле. Стекло Галле 100 лет назад было в большой моде, его коллекционировали богатые эстеты, в том числе русская императорская семья. Книгу
разнообразят исторические снимки царских и великокняжеских интерьеров. Галле многие подражали, вазы в его стиле начали выпускать различные стекольные мануфактуры, и русские, конечно, не отставали: Императорский фарфоровый и стекольный завод и предприятие в Гусь-Хрустальном производили своих «галле». Постепенно живописное стекло проникло и в демократические интерьеры, но уже в упрощенном, тиражном виде. Эти обстоятельства и определяют характер коллекций стекла в различных отечественных собраниях. Издание описывает вещи из девяти музеев: в Эрмитаже и дворцовых пригородах Петербурга в основном хранятся предметы, принадлежавшие царской семье; в Гусь-Хрустальном, Кусково и Историческом музее в Москве — самого разного происхождения.