Линии Галле

Стеклянный гербарий

Эта книга –  путеводитель по миру стеклянных грёз, в которые погрузились Европа и Россия на рубеже XIX-XX веков. Острая потребность в повседневной красоте породила стиль модерн – пир духа и материи в предчувствии мировых войн и революций. А пока, в 1870-х, в городе Нанси, во французской части разделённой немцами Лотарингии «учёный, художник, поэт» Эмиль Галле пытается «открыть мир безграничных фантазий», «разгадать природные тайны стекла». Его вазы, полные поэзии и печали, оплетённые цветами, запечатлевшие хрупких стрекоз и поющих птиц, которые вот-вот вспорхнут с сияющей матовой поверхности, его «говорящее стекло» с вплетёнными в цветочные узоры строками из любимых поэтов (Бодлера, Метерлинка, Гюго), текучие формы, нежные цвета и плавные изгибы его шедевров не только стали символом la belle epoque, но и дали начало знаменитому стилю ар-нуво, который из узкой сферы художественного стекла шагнул дальше – в интерьеры, украшения, рекламу: все то, что теперь объединено понятием «промышленный дизайн».

Эмиль Галле был потомственным стеклоделом, увлечённым ботаником, последователем теории дарвинизма, а кроме того – художником-гением, 30 лет просидевшим затворником в химической лаборатории, придумывая технологию многослойного цветного стекла, и сумевшим выразить в прикладном искусстве дух времени, его сомнения, чаяния и надежды. После Парижской всемирной выставки 1889 года, когда миру открылись «стеклянные фантазии»

Галле, он не только проснулся знаменитым – в одночасье стекло стало самым модным материалом в Европе. Лотарингские, французские, немецкие фабрики начали выпускать стеклянные предметы, массовые и элитарные: многие из них оказались в России и представлены в книге.

Несмотря на популярность стиля, поэтическое творчество Галле осталось уникальным и неповторимым: «Необходимость держать изделие в руках, вчитываясь в строки, заметные лишь при внимательном изучении, противоречила традиционному восприятию предмета прикладного искусства как целостного образа, доступного пониманию с первого взгляда. Вероятно поэтому «говорящее стекло» Галле не находит повторений среди его последователей». Но и в других его творениях говорит все: цвета, растения («чертополох – это символ Нанси, изображённый на гербе города, папоротник – тишина, отдых, роза – красота жизни»). Он воспел орхидею – не только неофициальную эмблему его родной подавленной и разделённой Лотарингии, но и символ эволюции: вслед за Чарльзом Дарвином Галле «считал красоту важным фактором в процессе естественного отбора».

В Россию вазы Галле пришли благодаря императрице Александре Фёдоровне, которая собирала творения мастера – сегодня её коллекция хранится в Эрмитаже (и представлена в этой книге). Мода на художественное стекло в стиле Галле проникла и на российские фабрики: конечно, речь шла только о декоративности, новом ощущении материала, без поэтического подтекста. Так, на Императорском стеклянном заводе «в рисовальных классах всегда стояли свежесрезанные оранжерейные цветы. В среде художников стекольщиков даже появилась традиция выезжать на пленэр, где они писали деревья и кустарники, цветы и фрукты с натуры». На Гусевском хрустальном заводе создаются вазы, светильники, бокалы и даже пасхальные яйца в стиле ар-нуво, но с национальным колоритом – их тоже можно увидеть в книге.

В России все закончилось в 1917 году – фабрики начинали новую жизнь, изменилась эстетика, и увитые цветами вазы в стиле Галле были признаны образцом безвкусицы. Но не пропали, а «разбрелись» по музейным собраниям. И наконец – собраны в этой удивительной книге, которая сама по себе – произведение искусства. Коллекции из девяти музеев России отсняты, описаны и представлены нам – светящиеся и живые. Большой формат книги позволил показать вазы практически в натуральную величину и дать крупный план, так что можно разглядеть каждую чёрточку, увидеть, как струится рисунок. Эскизы, фотографии с производства и выставок, документы, наброски – масштаб проекта поражает. Аналитические статьи искусствоведов и хранителей коллекций: от подробной биографии Эмиля Галле, творчества его предтечей, конкурентов, последователей – к началу художественного стеклоделия в России и его расцвету, прерванному революцией. Подробно – о техниках, химии процессов, поисках новых приёмов, расширяющих возможности материала. Отдельно – о каждой вазе, её рождении и часто нелёгком персональном пути. Это не просто каталог – это многослойное, как стекло Галле, историко-художественное исследование одного короткого, но яркого периода в судьбе Европы и России, который отразился, как в зеркале, в разноцветных брызгах стеклянных поэтических грёз.

№5 (2013)

Газета «Книжное обозрение» Дарья Лебедева
Назад