Каргопольское путешествие

Продолжается работа над проектом Каргопольского музея

Во второй половине августа эксперты различных специальностей продолжили работу в фондах Каргопольского музея. Наталья Лютикова, старший научный сотрудник архангельского Музея «Малые Корелы», ознакомившись с коллекцией одежды, собрала более двадцати костюмов, которые могли носить жители Каргопольского уезда во второй половине XIX и начале XXвека: это и свадебный наряд, и повседневная одежда, и городской костюм. Среди выбранных экспертом образцов удивительной красоты льняные покосные рубахи, украшенные вышивкой, пёстрые клетчатые юбки из домотканого сукна, кумачовые передники и сарафаны, расшитые уникальным «ошевенским» узором, парчовые казачки, отороченные беличьим мехом, и, конечно, знаменитые каргопольские платки из шёлка, расшитые золотыми нитями.

Одновременно шла работа в хранении книг и рукописей. Доктор филологических наук, профессор Петрозаводского университета Александр Пигин сделал описание нескольких интересных, а в некоторых случаях даже уникальных изданий из собрания музея. Среди них – Евангелие начала XVI века, датировать которое позволили особые водяные знаки, заметные лишь внимательному взгляду специалиста. Особый интерес представляли для исследователя книги с владельческими надписями, например, рукописное иллюстрированное Евангелие работы каргопольского священника Василия Иванова Попова – иллюстрации в нём сделал, скорее всего, сам переписчик.

Безусловно, заслуживают особого внимания старообрядческие рукописи, созданные в Каргополье. Например, собрание клиросных напевов церковных служб конца XIX века, переписанное и собственноручно переплетенное Фёдором Ильиным – руководителем каргопольских страннических общин. На момент создания этой книги ему было всего 13 лет.

Интересно также старообрядческое «Сочинение о самоваре», в котором описываются и осуждаются современные нравы, якобы предвещающие конец света. Например, чаепитие у самовара, который представляется как антихрист, а также приходящая с запада мода на духи и узкие брюки.

Особенное внимание эксперт уделил синодикам из собрания Христорождественского собора и Спасо-Преображенского каргопольского монастыря. По его словам, это ценные источники для изучения именитых каргопольских родов и семей, оставивших след в истории города. Синодик, происходящий из Христорождественского собора, замечателен еще и тем, что содержит около сорока гравюр на тему расставания души с телом и ее загробных скитаний.

Среди печатных книг уникальным можно назвать экземпляр Учительного Евангелия, изданного в 1569 году известным первопечатником Иваном Фёдоровым в городе Заблудове (Литовское княжество, территория современной Польши). На его страницах в 1644 году священником из города Вильно была сделана надпись на русском и польском языках, в которой упоминается польский король Владислав IV и его супруга Цецилия. Почти столетие эта книга оставалась в Литве. Как сложилась ее судьба и как она попала в Каргополь – пока загадка.

Одновременно с исследованием фондов музея продолжались съёмки на территории Каргопольского уезда. Так, фотограф Сергей Мелихов продолжил снимать фоторепортажи с участием жителей Каргопольского района. Сергей побывал в селе Рягово, расположенном на середине пути между Каргополем и Няндомой, и познакомился с мастером плетения из бересты Иваном Никоновым – его корзинами, туесами, коробами и даже лаптями до сих пор активно пользуются местные жители. Кроме того, Сергей посетил знаменитого каргопольского «игрушечника» художника Валентина Дмитриевича Шевелева и немало узнал о секретах создания расписных глиняных «полканов», коней и ворон-свистулек.

Особенным было путешествие фотографа с паломниками к Макарьевскому монастырю – бывшей Макарьевско-Хергозерской пустыни. Монастырь закрыли и разрушили еще в советские годы, однако местные жители до сих пор ходят к нему «по завету», многие стараются сделать это 7 августа, в Макарьев день. Добраться до Макария непросто: самый короткий путь – 18 километров через леса и болота, у неподготовленного путешественника он занимает несколько дней.

После Макарьевского монастыря Сергей отправился на другой берег озера Лекшмозера – в деревню Труфаново, жители которой почитают святого Пантелеймона и построили в его честь часовню, а также к месту бывшего Кирилло-Челмогорского монастыря, разрушенного в 1937 году. Память о его основателе – Кирилле Челмогорском – до сих пор живет в легендах и преданиях.

Назад