Путеводитель «Музейный гид — 2012»

Музейный гид. Путеводители по музеям России»: 14 маленьких книжек рассказывают об известных и заштатных музеях

Именно этот новый проект Благотворительного фонда В. Потанина, много лет поддерживающего российские музеи, кажется особенно важным. Бесспорно, музейный конкурс фонда, грантами поддерживающий интересные начинания, полезен и известен в профессиональной среде, но о многих в нем участвовавших музеях понятия не имеют даже жители городов, где они находятся. Не говоря уже о путешествующих по родной стране.

«Музейный гид» проблемы нехватки качественных музейных путеводителей не решит, но, может, если будет продолжен, хоть как-то точечно ее обозначит.

В первом выпуске издания в одном бирюзовом футляре собраны маленькие, безупречно составленные, смакетированные и отпечатанные книжечки об известных и совсем заштатных музеях, государственных, частных, общественных. Про известные, разумеется, читать не так интересно и полезно.

Покровский собор — символ Москвы — и без «Музейного гида» не тайна, как и толстовская Ясная Поляна. Хотя и там стильные и толковые путеводители с полезной информацией не будут лишними. То же можно сказать и о книжечке о ярославских храмах, не только прекрасно иллюстрированной, но и хорошо написанной.

Но вот кемеровский музей-заповедник «Красная горка» — настоящее открытие. Оказывается, он обладает блестящим собранием фотографий Спиридона Бывшева, не известного даже специалистам мастера фоторепортажей в стиле «СССР на стройках». Пафос его съемки — с высоких точек, в резком ракурсе — снижается правдивостью. Гигантский коксохимический завод, чудо индустриализации, строился почти вручную усталыми людьми в ушанках и телогрейках, толкающими тачки без тени показного энтузиазма.

Герои первого выпуска «Музейного гида» — а издание планируется как ежегодное — подобраны, видно, не без эффектности. «Фридландские ворота» Калининграда и Музейно-выставочный центр города Находки не кажутся такими уж очень замечательными, зато демонстрируют географическую широту проекта. А его демократичность — соседство брошюры про реставрационный центр Эрмитажа с книжечкой о краеведческом музее в Арамашеве (под Екатеринбургом), превращенном в муниципальный из школьного, созданного на учительском энтузиазме.

Вообще, чтение и разглядывание таких путеводителей — занятие духоподъемное, стимулирующее чувство национальной полноценности. Провинциальные музеи демонстрируют лучшие качества наших людей: любознательность, интерес и уважение к прошлому, нежелание жить скучно.

Назад