Самый крупный образовательный проект Фонда, существующий с 2000 года. Программа объединяет профессионалов из сферы высшего образования и смежных областей, готовых сделать свой вклад в развитие общества и обеспечивать устойчивость изменений.
Фрески Благовещенского придела и северной галереи церкви Николы Надеина в Ярославле
Загадка росписей притвора и Благовещенского придела: жизнь и деяния Надеи Светешникова
В Ярославле состоялось совещание рабочей группы проекта: для обсуждения программы росписей была приглашена Светлана Липатова, специалист по русской монументальной живописи XVII века, один из авторов проекта. Совместно с сотрудниками Ярославского музея-заповедника было принято решение включить в книгу фрески притвора Благовещенского придела. Ранее это помещение было закрыто для осмотра. Притвор соединяет Благовещенский придел (личную домовую церковь ктитора Надеи Светешникова), отдельный вход для заказчика храма и примыкавшую с севера каменную лестницу (теперь разобрана). Публикация фресок без притвора была бы неполной, потому что программа его росписей составляет единое целое с росписями Благовещенского придела.
Иноческая тема, заявленная в алтарной части придела, находит развитие в галерейном цикле и достигает кульминации в притворе – вся его стенопись посвящена монашеству. Для исследователей пока остаётся загадкой, почему такой большой раздел программы росписей отведён теме монашества. Хранитель фресок церкви Николы Надеина Елена Федорычева выдвигает гипотезу, что Надея Светешников готовился к монашеству, подводя итоги своей авантюрной жизни успешного купца. Таким образом, помимо иллюстрации священных текстов, фрески могут рассказать о жизни их создателей и заказчиков чуть больше, чем до нас дошло в письменных источниках.